Источник: газета "Московский комсомолец", ? августа 1993 г.
Автор: И.Степанцева

Реверанс у ледового трона
Екатерина Гордеева, Сергей Гриньков: "Мы не изменники"

Общественная кошка Муся в тоске бродила по вестибюлю ледового Дворца спорта ЦСКА. Администратор без устали распекала кого-то за нерадивость, грозя появлением главного ледового арендатора Вячеслава Тихонова. Муся испугалась громкого голоса и бросилась к моим ногам, пытаясь оставить всю свою вылинявшую шерсть на одежде. Решительно отказав в этом кошке, я направилась к выходу. Но - дверь открыли входящие.

И как будто не было трех лет. Катя Гордеева и Сергей Гриньков, наши любимые чемпионы в парном фигурном катании, в 91-м году "пропавшие" в стане профессионалов, пришли на тренировку по расписанию.

Почему они ушли тогда, три года назад? Когда безоговорочно выигрывали турниры, когда ни у кого, даже у самого строгого судьи, не возникало сомнений в их первенстве?

Мы сидели тогда с Катей у нее дома, Сережи - еще не мужа, а просто партнера - не было, и Катя, очень серьезно отнесясь ко всем вопросам, пыталась объяснить - почему.

После победы на Олимпийских играх в Калгари они вновь выигрывали. И все было бы хорошо, не навались страшная усталость. Вы помните маленькую, худенькую Катю? Но усталость была не физической. Не давало покоя однообразие. Дни похожие и невозмутимые. Тренировки, когда уже можно катать просто так, без слов… Турниры и победы, воспринимаемые как нечто вполне обыденное. "Надо из этого выбираться", - сказала мне Катя в том разговоре. Грустно сказала, еще не зная, что выйдет из этого решения, и, похоже, втайне надеясь лишь на Татьяну Тарасову, пригласившую пару в свой театр "Все звезды".
Тарасова не подвела. Прекрасный тренер и психолог, не знаю, вольно или невольно, она дала Кате с Сережей ту передышку, которая была столь необходима. Вольно или невольно тренер разлучила их с любительским льдом, чтобы на расстоянии они вновь почувствовали желание завоевать трон, пьедестал, аплодирует которому весь мир.

-Ребята, создается впечатление, что все ушедшие фигуристы вступили в сговор и начали массированную атаку любительского льда…
-Для себя мы решили, что возвращаемся, посмотрев Олимпийские игры в Альбервилле. Уже тогда не было опустошенности, которая преследовала на последних любительских турнирах. Мы не бросали фигурное катание, год выступали в театре Тарасовой, три года подряд учавствовали в чемпионатах мира среди профессионалов. Два раза завоевали "золото". Мы не бросали лед, но в то же время сменили амплуа.
-Лучшее - враг хорошего. Не боитесь сегодня, что к вам отнесутся более предвзято, чем к другим парам? Что кому-нибудь из судей захочется наказать вас за "измену" и, самое главное, не захочется вновь отдавать России первое место, которого мы лишились на чемпионате мира? Неужели вы так уверены в своих силах, что готовы даже рискнуть репутацией?
-Иногда мелькает мысль: "Фу, бред какой-то! Куда мы лезем?". Но, во-первых, мы возвращаемся не одни. Во-вторых, судьи судьями, но все-таки основное будет зависеть от нас. Мы соскучились по прежним тренировкам и готовы сегодня работать до полного изнеможения. Иногда даже в ущерб здоровью - вредно не вредно, даже мыслей не возникает. Три года назад мы и не подозревали, что готовы к такой самоотдаче.

…Я видела их тренировки. Тот, кто считает, что август - совсем не сезон для фигурного катания, ошибается. Две тренировки каждый день, с полной нагрузкой, потому что закладывается фундамент сезона. Двенадцать тренировок в неделю, перед которыми и между которыми ничего не должно быть, кроме отдыха. И одно-единственное воскресенье - на дачу, к Дарье.

-Катя, как же ты рискнула? Далеко не всем спортсменкам после родов удается вернуться в спорт, а ты ко всему прочему еще и выступала до пяти месяцев беременности?
-Честно говоря, я не чувствовала, что беременность мне мешает. Конечно, мы сразу убрали из программы опасные элементы, все продумали. И даже оговорили в контракте, что в любую минуту можем уехать. Да нас и щадили - делали поблажки, сокращали время выступлений. А насчет возвращения… Роды, наверное, так гладко и прошли потому, что не прекращалась работа. Через три недели мы уже вышли на лед - новые контракты, новые выступления. А через три месяца уже был чемпионат мира.
-Сережа, женщинам свойственна способность весь груз забот, ответственность брать на себя, но ты-то как себя чувствовал? Неужели невольно не вспоминал, как когда-то уронил Катю с поддержки, после чего она оказалась в больнице? Прости, что напоминаю….
-Был риск. Но мы же не впервые вышли на лед и отдавали себе отчет в том, что делаем. Хотя, конечно, психологически я все-таки чувствовал себя неуютно.

…Даше уже почти год. И все свободное время родители отдают дочурке. Даже брали с собой в Канаду на два месяца, где Марина Зуева, их бессменный постановщик программ, готовила ребят к возвращению в "любители". А вообще-то Дарья родилась в Америке. И Сережа, как и положено в трудную минуту, был рядом с Катей. Врачи тут же указали ему на отцовские обязанности - вручили ребенка и отправили его взвешивать.

-Перед Олимпийскими играми в Калгари у вас, ведущих спортсменов, в ЦСКА даже не было видеокамеры для просмотра тренировок. Сегодня, когда любительский спорт у нас агонизирует, вы все-таки тренируетесь в клубе…
-А что нам нужно? Только лед. Всем необходимым мы обеспечиваем себя сами. Костюмы, коньки, видео - все это наше. Естественно, ни о какой зарплате речь не идет. А потом, знаете, все-таки русские привыкли к трудностям. Конечно, мы могли себе позвонить и уже завтра тренировались бы где-то там. Но нам и здесь хорошо. Не баре.
Да и потом - ничего такого непреодолимого вроде нет.
-Вы выступали вместе со Скоттом Хамильтоном, Брайаном Орсером… Не стали друзьями?
-У профессионалов очень обособленная жизнь. Может быть, виной тому бесконечные переезды.
-А может то, что вы были вдвоем?
-Возможно, к тому же английским владеет хорошо Катя. Она была "связующим звеном", женой, партнершей и… переводчицей.
-Сереж, а ты что - ленивый до языков?
-Базы нет, хотя понять - пойму… Впрочем, приспичит - и объясниться смогу.

Про лень - это, конечно, была шутка. Ленивых чемпионов мира не бывает. Каторжный у них труд. Да, они обрекают себя на него сами. Сами рискуют. Причем иногда их риск кажется совсем неоправданным. Нам. Потому что мы - за ледовой площадкой или футбольным полем. И потому что привыкли к их блеску и красоте. Оплачено - предъявите.

Через пару месяцев Катя с Сережей выступят на чемпионате России. Былые заслуги не в счет. Они обязаны вновь завоевать право представлять нашу сборную.
Завоюют…

Ирина Степанцева
©"Московский комсомолец" 1993г.

Гордеева и Гриньков: Путешествие в Ледовое Королевство
www.gordeeva.ru