Источник: журнал "Физкультура и спорт", № 5, 1987
Автор: Людмила Доброва, рубрика "Комментируем не сразу"

Маятник успеха

Иногда я завидую тем своим собратьям по спортивной журналистике, которые пишут о соревнованиях по штанге или легкой атлетике. Килограммы, метры, секунды и прочее и прочее, что легко поддается учету и сравнению. А мне судьба - так уж получилось - отдала гимнастику и фигурное катание. Об этом я пишу, этим увлечена всю жизнь, за это иной раз и терплю - не знаю уж по справедливости или, как говорится, наоборот. Именно потому, что в "моих" видах спорта так важен субъективный момент и точные критерии как бы размыты, я, возможно, сверхтребовательно отношусь к высказываниям других критиков - газетных и телевизионных, - которые специализируются на этих же видах спорта. А поскольку не всегда удается попасть на чемпионат мира и Европы, то приходится судить о выступлениях лучших по той картинке, которая предлагается ЦТ, и при этом как бы накладывать на нее картинку своих собственных знаний и многолетних наблюдений.

Такое наложение приходилось делать не раз. И самое последнее - несколько недель назад, когда я в очередной раз следила за чемпионатом мира по фигурному катанию, который проходил в американском городе Цинциннати. Попробую рассказать о том, что у меня получилось, намеренно взяв только парное катание,
Если не считать первой золотой олимпийской медали, завоеванной еще в 1908 году в Лондоне русским фигуристом Н. Паниным-Коломенкиным, самые выдающиеся достижения советской школы были связаны именно с парным катанием, В 1964 и 1968 годах к нам пришли высшие олимпийские награды, далее успех был развит И. Родниной - вначале с А. Улановым, а затем с А. Зайцевым. В конце концов в Сараево в олимпийском 1984 году чемпионами стали Е. Валова и О, Васильев.

Вполне возможно, что читатель и сам хорошо знает историю фигурного катания, я же сейчас обращаюсь к ней для того, чтобы напомнить, каким путем шло развитие мастерства спортивных пар, что оказывалось решающим при восхождении на пьедестал. Думается, что маятник успеха раскачивался как бы между двумя полюсами. С одной стороны, притягивал полюс артистизма, с другой - спортивности. Конечно, на одном только артистизме или высокой технике исполнения сложных спортивных элементов не приедешь к победе. И лучшие спортивные пары показывали именно синтетический стиль, в котором удачно сочеталось и то и другое. А все-таки абсолютно гармоничного катания не было ни у кого, да, вероятно, и быть не могло, поскольку идеал в чистом виде существует, как мне кажется, только в мечте.

И вот в разгар поготовки к будущим Олимпийским играм в Калгари молниеносно взошла звезда новых чемпионов мира - теперь уже двукратных - Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова. С первого захода они взлетели на высшую ступеньку мирового пьедестала, а в нынешнем году повторили свой успех (хотя, замечу, чемпионами Европы-87 не стали, разговор о причине чуть позже). Вместе с ними разделили успех Станислав Леонович - тренер и Марина Зуева - хореограф. Оба бывшие спортсмены, оба молодые, ищущие, еще не скованные традициями и условностями,

Какой полюс притягивает новых чемпионов и их наставников? Думаю, что даже специалисты высшей квалификации с полной уверенностью ответить на этот вопрос однозначно не смогут. Я же думаю, что зрителей более всего, вероятно, привлекает искренность стиля этой пары. Нет в их программах натужности, неестественности и нарочитости движений, притянутых за уши со стороны - из искусства, скажем, балета или пантомимы. Сложные элементы, которых немало, но при этом и не чересчур много, выглядят в их интерпретации легкими. Они выполняются стабильно, и лед чемпионатов не превращается для чемпионов в некую творческую лабораторию, где идет непрекращающийся эксперимент: подчинится или не подчинится исполнителю сложный уникальный элемент.

Но больше всего привлекает меня в Гордеевой и Гринькове, что они демонстрируют именно то, что я, да и не только я, миллионы рядовых зрителей понимают под словами "парное катание". Чистота и слитность линий, непрекращающийся диалог партнеров, при котором один не бросает вызова другому, при котором дисгармония движения не выдается за какой-то внутренний монолог, якобы и создающий портрет пары.

Конечно, каждый тренер и спортсмен имеет право на свой стиль. Точно так же, как и мы, зрители, журналисты, имеем право оценивать, соответствует ли этот стиль тому эталону, который изначально заложен в идейный фундамент данного разряда фигурного катания. Исходя из этого посыла, я и хочу сказать, что даже чрезвычайно сложные, имеющие "прогрессивный характер" программы Е. Валовой - О. Васильева, Л. Селезневой - О. Макарова и некоторых других наших ведущих пар, при всей своей мощности, часто не импонируют нам потому, что не видим мы цельной, желанно нежной, даже влюбленной пары, не видим в их катании того единства чувств и жестов, которые делают искусство парного катания особенно близким, не побоюсь даже сказать, родным миллионам зрителей. Прыжок! Ах! Вращение! Ах! Головоломная поддержка! Ах! Но когда же ахнем мы при виде, может быть, и сравнительно несложного элемента, пронизанного солнечным чувством, пронизанного гордостью друг за друга, любовью друг к другу?!

Вероятно, не все в программах Гордеевой и Гринькова тоже соответствует этим идеалам. Но они приближаются к ним. Они идут к ним. И это изначально заложено созданием превосходного альянса тренера и хореографа - С. Леоновича и М. Зуевой, который привел пару к высшим результатам. Почему я так уверенно говорю об этом? Да хотя бы потому, что бывший призер чемпионатов мира и Европы С. Леонович блестяще знает и технику парного катания, и приемы тренинга именно в этом виде. А бывшая танцорша, участница чемпионатов мира и Европы М. Зуева, пройдя еще и школу ГИТИСа, привнесла в парное катание многое из расположившихся по соседству спортивных танцев на льду. И в первую очередь - тот открытый диалог партнеров, без которого танцы вообще смотреть невозможно.

Здесь я хочу вернуться на несколько лет назад и напомнить читателям, что знаменитая пара И. Роднина и А. Зайцев свое второе дыхание получила, тренируясь у Т. Тарасовой, которая в то время уже считалась (будучи сама представительницей парного катания) одним из ведущих специалистов в области именно спортивных танцев. Их программы во второй половине карьеры заиграли оригинальными красками, стали намного артистичнее, в них появился совершенно новый характер. Вероятно, именно это и сыграло колоссальную роль в том, что Родниной и Зайцеву удалось побить все мировые рекорды ледовой арены. Жаль все-таки, что у нас в большинстве случаев в тренерской среде наблюдается довольно жесткое профессиональное самоограничение, которое со временем все более усугубляется. Ведь перенос приемов из одного жанра в другой приводит к новым решениям, новому взгляду на привычные конструкции, А разве это не дает заметного преимущества в борьбе с соперниками, равными по классу? Разве это не дает ускорение прогрессу?

А теперь несколько слов о том, почему же Гордеева и Гриньков не стали чемпионами Европы? Вы помните, конечно, что в начале произвольной программы у партнера оторвалась штрипка на брюках. Это могло привести к травме, и рефери бригады подал знак спортсменам - остановиться! Однако, даже когда музыка замолкла, Гордеева и Гриньков продолжали кататься, вдохновленные (вместе с тренером) примером Родниной и Зайцева, которые стали чемпионами мира 1973 года в Братиславе, когда бо'льшую часть программы им тоже пришлось кататься без музыки. Однако исторические аналогии - дело очень шаткое. Тем более, если Международный союз конькобежцев принимает по тому памятному случаю специальное решение, грозящее суровыми санкциями тем, кто в такой ситуации немедленно не прекратит выступление.

Молодость спортсменов и тренеров не может здесь быть оправданием. Правила соревнований в своем виде спорта надо знать досконально. Не сомневаюсь, что их надо изучать с самых первых шагов на льду наравне с техникой фигурного катания (только делают ли это тренеры - вот в чем вопрос!). А ведь совсем нетрудно избежать таких вот прискорбных недоразумений, лишающих и самих спортсменов, и всю нашу команду заслуженных наград!


Гордеева и Гриньков: Путешествие в Ледовое Королевство
www.gordeeva.ru