Источник: журнал "Физкультура
и спорт", № 5, 1987
Автор: Людмила Доброва, рубрика "Комментируем
не сразу"
Маятник успеха
Иногда я завидую тем своим собратьям по спортивной журналистике,
которые пишут о соревнованиях по штанге или легкой атлетике. Килограммы,
метры, секунды и прочее и прочее, что легко поддается учету и
сравнению. А мне судьба - так уж получилось - отдала гимнастику
и фигурное катание. Об этом я пишу, этим увлечена всю жизнь, за
это иной раз и терплю - не знаю уж по справедливости или, как
говорится, наоборот. Именно потому, что в "моих" видах
спорта так важен субъективный момент и точные критерии как бы
размыты, я, возможно, сверхтребовательно отношусь к высказываниям
других критиков - газетных и телевизионных, - которые специализируются
на этих же видах спорта. А поскольку не всегда удается попасть
на чемпионат мира и Европы, то приходится судить о выступлениях
лучших по той картинке, которая предлагается ЦТ, и при этом как
бы накладывать на нее картинку своих собственных знаний и многолетних
наблюдений.
Такое наложение приходилось делать не раз. И самое последнее
- несколько недель назад, когда я в очередной раз следила за чемпионатом
мира по фигурному катанию, который проходил в американском городе
Цинциннати. Попробую рассказать о том, что у меня получилось,
намеренно взяв только парное катание,
Если не считать первой золотой олимпийской медали, завоеванной
еще в 1908 году в Лондоне русским фигуристом Н. Паниным-Коломенкиным,
самые выдающиеся достижения советской школы были связаны именно
с парным катанием, В 1964 и 1968 годах к нам пришли высшие олимпийские
награды, далее успех был развит И. Родниной - вначале с А. Улановым,
а затем с А. Зайцевым. В конце концов в Сараево в олимпийском
1984 году чемпионами стали Е. Валова и О, Васильев.
Вполне возможно, что читатель и сам хорошо знает историю фигурного
катания, я же сейчас обращаюсь к ней для того, чтобы напомнить,
каким путем шло развитие мастерства спортивных пар, что оказывалось
решающим при восхождении на пьедестал. Думается, что маятник успеха
раскачивался как бы между двумя полюсами. С одной стороны, притягивал
полюс артистизма, с другой - спортивности. Конечно, на одном только
артистизме или высокой технике исполнения сложных спортивных элементов
не приедешь к победе. И лучшие спортивные пары показывали именно
синтетический стиль, в котором удачно сочеталось и то и другое.
А все-таки абсолютно гармоничного катания не было ни у кого, да,
вероятно, и быть не могло, поскольку идеал в чистом виде существует,
как мне кажется, только в мечте.
И вот в разгар поготовки к будущим Олимпийским играм в Калгари
молниеносно взошла звезда новых чемпионов мира - теперь уже двукратных
- Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова. С первого захода они
взлетели на высшую ступеньку мирового пьедестала, а в нынешнем
году повторили свой успех (хотя, замечу, чемпионами Европы-87
не стали, разговор о причине чуть позже). Вместе с ними разделили
успех Станислав Леонович - тренер и Марина Зуева - хореограф.
Оба бывшие спортсмены, оба молодые, ищущие, еще не скованные традициями
и условностями,
Какой полюс притягивает новых чемпионов и их наставников? Думаю,
что даже специалисты высшей квалификации с полной уверенностью
ответить на этот вопрос однозначно не смогут. Я же думаю, что
зрителей более всего, вероятно, привлекает искренность стиля этой
пары. Нет в их программах натужности, неестественности и нарочитости
движений, притянутых за уши со стороны - из искусства, скажем,
балета или пантомимы. Сложные элементы, которых немало, но при
этом и не чересчур много, выглядят в их интерпретации легкими.
Они выполняются стабильно, и лед чемпионатов не превращается для
чемпионов в некую творческую лабораторию, где идет непрекращающийся
эксперимент: подчинится или не подчинится исполнителю сложный
уникальный элемент.
Но больше всего привлекает меня в Гордеевой и Гринькове, что
они демонстрируют именно то, что я, да и не только я, миллионы
рядовых зрителей понимают под словами "парное катание".
Чистота и слитность линий, непрекращающийся диалог партнеров,
при котором один не бросает вызова другому, при котором дисгармония
движения не выдается за какой-то внутренний монолог, якобы и создающий
портрет пары.
Конечно, каждый тренер и спортсмен имеет право на свой стиль.
Точно так же, как и мы, зрители, журналисты, имеем право оценивать,
соответствует ли этот стиль тому эталону, который изначально заложен
в идейный фундамент данного разряда фигурного катания. Исходя
из этого посыла, я и хочу сказать, что даже чрезвычайно сложные,
имеющие "прогрессивный характер" программы Е. Валовой
- О. Васильева, Л. Селезневой - О. Макарова и некоторых других
наших ведущих пар, при всей своей мощности, часто не импонируют
нам потому, что не видим мы цельной, желанно нежной, даже влюбленной
пары, не видим в их катании того единства чувств и жестов, которые
делают искусство парного катания особенно близким, не побоюсь
даже сказать, родным миллионам зрителей. Прыжок! Ах! Вращение!
Ах! Головоломная поддержка! Ах! Но когда же ахнем мы при виде,
может быть, и сравнительно несложного элемента, пронизанного солнечным
чувством, пронизанного гордостью друг за друга, любовью друг к
другу?!
Вероятно, не все в программах Гордеевой и Гринькова тоже соответствует
этим идеалам. Но они приближаются к ним. Они идут к ним. И это
изначально заложено созданием превосходного альянса тренера и
хореографа - С. Леоновича и М. Зуевой, который привел пару к высшим
результатам. Почему я так уверенно говорю об этом? Да хотя бы
потому, что бывший призер чемпионатов мира и Европы С. Леонович
блестяще знает и технику парного катания, и приемы тренинга именно
в этом виде. А бывшая танцорша, участница чемпионатов мира и Европы
М. Зуева, пройдя еще и школу ГИТИСа, привнесла в парное катание
многое из расположившихся по соседству спортивных танцев на льду.
И в первую очередь - тот открытый диалог партнеров, без которого
танцы вообще смотреть невозможно.
Здесь я хочу вернуться на несколько лет назад и напомнить читателям,
что знаменитая пара И. Роднина и А. Зайцев свое второе дыхание
получила, тренируясь у Т. Тарасовой, которая в то время уже считалась
(будучи сама представительницей парного катания) одним из ведущих
специалистов в области именно спортивных танцев. Их программы
во второй половине карьеры заиграли оригинальными красками, стали
намного артистичнее, в них появился совершенно новый характер.
Вероятно, именно это и сыграло колоссальную роль в том, что Родниной
и Зайцеву удалось побить все мировые рекорды ледовой арены. Жаль
все-таки, что у нас в большинстве случаев в тренерской среде наблюдается
довольно жесткое профессиональное самоограничение, которое со
временем все более усугубляется. Ведь перенос приемов из одного
жанра в другой приводит к новым решениям, новому взгляду на привычные
конструкции, А разве это не дает заметного преимущества в борьбе
с соперниками, равными по классу? Разве это не дает ускорение
прогрессу?
А теперь несколько слов о том, почему же Гордеева и Гриньков
не стали чемпионами Европы? Вы помните, конечно, что в начале
произвольной программы у партнера оторвалась штрипка на брюках.
Это могло привести к травме, и рефери бригады подал знак спортсменам
- остановиться! Однако, даже когда музыка замолкла, Гордеева и
Гриньков продолжали кататься, вдохновленные (вместе с тренером)
примером Родниной и Зайцева, которые стали чемпионами мира 1973
года в Братиславе, когда бо'льшую часть программы им тоже пришлось
кататься без музыки. Однако исторические аналогии - дело очень
шаткое. Тем более, если Международный союз конькобежцев принимает
по тому памятному случаю специальное решение, грозящее суровыми
санкциями тем, кто в такой ситуации немедленно не прекратит выступление.
Молодость спортсменов и тренеров не может здесь быть оправданием.
Правила соревнований в своем виде спорта надо знать досконально.
Не сомневаюсь, что их надо изучать с самых первых шагов на льду
наравне с техникой фигурного катания (только делают ли это тренеры
- вот в чем вопрос!). А ведь совсем нетрудно избежать таких вот
прискорбных недоразумений, лишающих и самих спортсменов, и всю
нашу команду заслуженных наград!