Источник:  газета "Комсомольская правда" , март 1987, рубрика "Звездный миг"
Автор:Д.Мысяков

ПЬЕДЕСТАЛ ДЛЯ ДВОИХ

Второй раз подряд чемпионами мира в парном катании
стали московские фигуристы Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. О них наш рассказ.

Катя

- Какая послушная девочка! - в один голос твердили знакомые. - И никогда не капризничает?
- Никогда. - подтверждали Катины Родители, привыкшие к образцовому поведению дочери и всеобщим восторгам по этому поводу.
Действительно, с самого раннего детства Катя была примерным ребенком. Серьезна, аккуратна, исполнительна. Шалостям и проказам предпочитала тихие игры с любимыми куклами где-нибудь в уголке. И никаких "не хочу" или "не буду". Сказали есть - ест, сказали спать - спит, отвели на каток ЦСКА - стала добросовестно тренироваться. А ведь ей, между прочим, тогда и четырех лет не было.
... Первый Катин "бунт" произошел неожиданно для всех. Папа, солист прославленного ансамбля песни и пляски имени Александрова, очень хотел, чтобы она стала балериной. Благо все данные для этого у Кати были - и стройна, и музыкальна, и пластична. Специалисты согласились: может выйти толк. Катя легко прошла все отборочные испытания в балетную школу, но учиться там наотрез отказалась. Ее пытались убедить, уговорить - безрезультатно. Упрямо повторяла, глядя в пол: "Я буду фигуристкой".
  Пришлось родителям уступить. В конце концов, они-то понимали. что удивительная Катина дисциплинированность не на слепом послушании держится, а на ее же - еще более удивительном - умении оценивать каждый свой шаг: разумно ли, правильно ли поступаю?
Знаете, как называют друзья-фигуристы 15-летнюю Гордееву? "Баба Катя". Есть на то свои причины. Во-первых, те, что "на поверхности". Испеченные Катей торты и пироги давно и прочно завоевали репутацию наивкуснейших. Нет для нее большего удовольствия, чем приготовить что-нибудь оригинальное, изысканное, всех угощать и радоваться похвалам. А кто самая искусная вышивальщица? Опять же Гордеева.
  Вот такие "бабушкины" увлечения. Но не только в них, конечно, дело. Такие вещи, как режим, диета и прочие спортивные строгости, для многих - наказание. А для Гордеевой их будто и не существует. Себе ничего лишнего не позволяет и других наставляет на путь истинный: "Какие танцы могут быть? Ведь завтра утром тренировка". А иногда ворчит по-стариковски, если партнер или кто-то еще "впадает в детство" - серьезное дело меняет на всякие пустяки.
Еще одна бабушкина черта - бесконечные рассказы про обожаемых внучат. Их у Кати, естественно, нет, зато есть сестренка Маша. "Маша была вчера... Маша там видела... Маша рассказывала..."В общем-то, это понятно. Катина жизнь идет по прямо очерченному кругу. И окружающим приходится смотреть на мир ее глазами.

Сергей

Школьные учителя с Гриньковым воевали. Не то, чтобы был он двоечником или хулиганом, но хлопот доставлял уйму. Начинается, скажем, урок, а весь класс почему-то хихикает. Оказывается, на перемене Сергей упражнялся в остроумии, и вот теперь все повторяют и обсуждают его шуточки. Как заниматься в такой обстановке?
  И голова ведь у парня отличная, схватывает все буквально на лету, память поразительная. Ему бы с такими способностями отличником быть, но не тот характер. Слишком уж беспечен и насмешлив. О самых серьезных вещах говорит с ироничной улыбкой. Хвалишь - смеется, ругаешь - тоже смеется. Начнет что-нибудь рассказывать - все вокруг хохочут.
  Тренеры тоже натерпелись. Только Гриньков мог, став призером, явиться на церемонию награждения без коньков и костюма. Забыл, видите ли, в  гостинице. Хорошо, время оставалось, успели съездить. Все волновались, дергались, а ему хоть бы что - будто и не при чем здесь.
Один-единственный, пожалуй, раз его видели по-настоящему расстроенным, выбитым из колеи. Это когда он узнал, что впредь будет тренироваться вдвоем с партнершей. Перехода в парное катание семиклассник Гриньков откровенно побаивался.
  - Да я ж ее не подниму! - со слезой в голосе доказывал он тренеру Владимиру Захарову.
  Тот успокаивал.
  - Поднакачаешься - поднимешь. Зря, думаешь, у нас в тренировочном зале гири и штанги?
Будущую партнершу Сергей оценивал прежде всего с той же точки зрения - тяжелая или не очень? С удовлетворением отметил: Гордеева эта - совсем кроха. Есть, правда, опасность, что со временем вымахает, но это когда еще будет. Сейчас тревожило другое - что она может понимать в фигурном катании, как и о чем с ней разговаривать? Ведь мелюзга, в третьем классе только. В день первой совместной тренировки Сергей пришел на каток раньше времени, что прежде случалось с ним крайне редко. Волновался, и вообще настроение было скверное. Встретились довольно холодно, так же и попрощались. На льду ничего толком не получалось. Сережа злился на себя, на Катьку и на весь белый свет...

Дуэт и наставники

Сделать из перспективного, но сыроватого дуэта чемпионов взялись молодой тренер Станислав Леонович и такой же молодой хореограф Марина Зуева. Все вместе колдовали над композициями и отточенными элементами, искали оригинальное музыкальное решение, словом, работали. И в конце 1984 года достигли первого серьезного успеха - с юниорского чемпионата мира ребята привезли золотые медали. Наступило время выходить на "взрослый" лед. Они дебютировали в турнире на призы газеты "Московские новости". Короткая программа всем понравилась, но вот произвольная... Несколько грубейших ошибок - и впечатление испорчено. После этой неудачи им сказали: "Леонович - тренер начинающий, опыта у него маловато. Поэтому с вами будет работать Станислав Жук". Ладно, Жук - известный специалист, к тому же старший тренер их родной армейской школы.
  Сезон получился успешным. Главное - выиграли взрослый мировой чемпионат, и это была настоящая сенсация. Когда вернулись домой, выяснилось: Жук решил не пользоваться больше услугами Леоновича и Зуевой. Программу на следующий сезон Гордеева и Гриньков будут готовить только с ним.
  Тут я вынужден прервать рассказ о чемпионах и коснуться тему, от которой нам все равно не уйти. В октябре минувшего года Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков официально заявили, что они категорически отказываются тренироваться под руководством С.Жука. Что же случилось? Не жди от меня, читатель, откровений. Ничего нового сообщить не могу. Еще раз повторилось то, что уже бывало. Известный воспитатель чемпионов вновь... запил. Потом было разбирательство, вскрылись и другие грехи, вот только наказания соответствующего степени вины "наставник" снова избежал. Получил, правда, строгий выговор по партийной линии, сложил полномочия старшего тренера школы. Но остается офицером и тренером юных спортсменов. Лично я считаю, что это неправильно. Видимо, его начальники придерживаются иного мнения.
Но мы отвлеклись. Итак, Катя и Сергей оказались в незавидной ситуации: вот-вот начнется сезон, а они в нему не готовы. На турнире "Скейт Кэнэда" проиграли отнюдь не самым сильным соперникам. Вместе с Леоновичем и Зуевой в срочном порядке стали "перекраивать" программу.
Мировой чемпионам в Цинциннати они выиграли с блеском. Когда стояли на пьедестале и в зале звучал Государственный гимн СССР, Катя, чтобы сдержать слезы, кусала губы. Ей очень хотелось плакать.
Где-то я читал, что от счастья плачут только те, кто за него изо всех сил боролся. Так и есть, наверное...

Гордеева и Гриньков: Путешествие в Ледовое Королевство
www.gordeeva.ru